Клиент или заказчик. Есть ли разница?

Пишем и продаём
25 июля 2015
5 / 5 (1 голосов)
Главное за день, Фриланс-практика

Предыдущая статья:

Клиент или заказчик?

Возможно, эта статья покажется кому-то наивной. Ну, какая разница, как вы называете тех, с кем работаете постоянно или некоторое время? Наверное, никакой. Но если исходить из того, что от названия лодки зависит то, как она поплывёт, значит, нужно определиться, с кем вы всё же работаете: с заказчиками или клиентами? И есть ли какая-то разница?

Заказчик

Углубляться в словари не буду. В этом слове смысл на поверхности. Заказчик – человек, который пришёл к вам с заказом. Вы выполняете его и либо расстаётесь после получения денег, либо продолжаете сотрудничество.

Мои ассоциации со словом заказчик такие. Заказчик приходит ко мне с чётко сформулированным заданием. Он отлично понимает, что и зачем ему нужно и не нужно.

То есть заказчику ничего не нужно объяснять. Просто берёшь и выполняешь заказ.

Клиент

Другое дело клиент. Каждый, услышав это слово, сразу вспоминает о том, что клиент всегда прав. На мой взгляд, прав совсем не клиент, а заказчик. Ведь это он приходит уже с готовым заданием.

Клиент же может и не знать, что и зачем ему нужно. С клиентом может состояться длительная беседа, в ходе которой и будет установлено, чего же, собственно, клиенту надо.

Хотя, конечно, не исключено, что клиент придёт к вам с уже готовыми представлениями и выдаст чёткое ТЗ.

Следовательно, понятие клиент включает в себя и понятие заказчик. Оно по своей сути шире. И это даже хорошо.

Мне по ощущениям ближе слово клиент. А вам? Или без разницы?

Клиентоориентированность

Клиенториентированность

Вот ещё одно важное понятие, без которого сложно работать и выстраивать отношения с клиентами.

С заказчиками работать легче: выполнил заказ и всё. Конечно, существуют и постоянные заказчики. Но раз они заказчики, то и отношение к ним не такое, как к клиентам. С ними не надо как-то по-особенному работать, налаживать сотрудничество, что-то предлагать и советовать. Получил задание – выполнил. Возможно, получил обратную связь, но чаще остался без неё.

С клиентами всё иначе. На них необходимо ориентироваться. Но сделать это можно лишь одним способом – нужно постоянно взаимодействовать.

Что означает постоянное взаимодействие? Прежде всего, планирование и организацию работы с клиентами. Если вы думаете, что у фрилансеров не должно быть плана работы с клиентами, то ошибаетесь.

Если есть план, то у вас отпадает необходимость в поиске клиентов. Вы, реализуя запланированное, одновременно и работаете с постоянными заказчиками, и привлекаете новых.

Что можно запланировать?

Сегодня недостаточно создать сайт-визитку, на котором будет размещено портфолио, список услуг, форма обратной связи и так далее. Такие сайты дают информацию о вас, но не позволяют взаимодействовать с клиентом на постоянной основе.

Кроме того, вы даёте лишь необходимый минимум своему клиенту – рассказываете о себе как о профессионале. То есть клиент заходит на ваш сайт-визитку один раз, определяется, стоит ли к вам обращаться, принимает решение и больше никогда на ваш сайт не заходит.

А должно быть по-другому. Необходимо чётко понимать, какая информация ещё будет интересна вашему клиенту. Ведь рассказать о себе как о профессионале и эксперте в тех или иных направлениях можно не только с помощью портфолио. Да и какой смысл будет от портфолио, если вы разместили свои работы и больше ни разу его не обновляли?

Клиентоориентированность

Чтобы выяснить, о чём интересно будет узнать вашему клиенту, начните с себя. Определитесь, в каком направлении вы будете работать. Здесь есть два варианта. Можно выбрать либо жанр, либо тематику.

То есть вы можете специализироваться на разработке и создании продающих текстов, статей, лэндингов, постах в соцсетях и так далее. Либо вы будете позиционировать себя в качестве специалиста по созданию текстов на медицинскую, экономическую, политическую или другую тематику.

В зависимости от этого и нужно определить, что узнает клиент, кроме вашей профессиональной биографии. Как специалист по созданию лэндингов вы должны показать клиенту, что находитесь в теме и постоянно следите за данной сферой. Следовательно, вы на своём сайте разместите не только портфолио, но и другие материалы.

Решите, стоит ли заводить для этих целей блог? Если стоит, тогда приготовьтесь к регулярному его наполнению. Иначе никакой пользы от него не будет.

Сейчас можно отказаться от ведения блога на собственном сайте и активизировать своё присутствие в социальных сетях. Но и это не избавит вас от создания собственных статей и заметок, с помощью которых вы будете демонстрировать клиенту свою заинтересованность и экспертность.

Для постоянного взаимодействия с клиентами предстоит продумать работу по созданию email-рассылки. Какой она будет? Будет ли она информационной? Или вы запланируете автоматическую серию писем, которую направите клиенту во время или после сотрудничества с ним?

Одним словом, к взаимодействию с клиентами необходимо тщательно подготовиться. Сидеть, сложа руки, и ждать, пока вас найдут и обратятся с заказом, – это роскошь. Так не сидите, а начните действовать, и всё у вас получится!

Собственное мнение по поводу этой статьи вы можете высказать в комментариях. Не стесняйтесь!

На ту же тему
SEO-специалист: как поднять продажи с помощью поискового маркетинга
 Отвечаем на вопрос!

Вы читаете лонгриды?

Загрузка ... Загрузка ...
Свежие записи
Пресс-релиз. Разбор по костям и расстановка всех точек над i. Часть I. Релизы и их виды
5 / 5 (1 голосов)
Народ профинансирует! Как вы относитесь к краудфандингу?
0 / 5 (0 голосов)
Курирование контента: просто и ещё проще
5 / 5 (1 голосов)
Какое оно – закулисье копирайтинга?
5 / 5 (1 голосов)
Заблуждения о лонгридах
5 / 5 (1 голосов)
Пишем и продаём © 2017 ·   Вход   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика