Журналистская объективность. Конспект лекции

Пишем и продаём
21 сентября 2015
5 / 5 (1 голосов)
Главное за день, Научись!

Журналистская объективность

Главный вопрос лекции (исследования автора): “Как появляется текст, который называют объективным?”

Под журналистской объективностью понимается

  • беспристрастность
  • нейтральность
  • достоверность
  • прозрачность
  • обращение к авторитетным источникам
  • документальная точность
  • разделение факта и комментария
  • сбалансированность позиций

В начале XX века редакции вынуждены были уйти от политики, чтобы привлечь больше аудитории. В результате этого появляется сбалансированность позиций.

Ещё одно понятие “непредвзятость”.

Непредвзятость – это не более чем попытка отстранённо рассматривать различные идеи, мнения, интересы или их носителей – вынести субъективизм журналиста из статьи. Но можно ли это сделать?

Настоящая журналистика (англо-американская модель)

  • проверка фактов
  • корректное цитирование
  • поиск новых данных
  • выявление лжи и дезинформации

Но это не всегда работает, так как время ограничено, а эксперт может отказаться от комментария.

Чтобы добиться объективности журналисты ориентируются на позитивизм, исследование, опираются на исследования социологов.

Сравнение с наукой для журналистов очень важно.

Получается ли текст объективным?

Объективность – набор методов, действий.

Сейчас в журналистике кризис. Редакции ищут способ продолжения существования. Они перестали понимать, как наладить финансовую связь с читателями.

Отсюда уход к журналистике мнений, а не фактов. Всё чаще появляются чисто авторские вещи. Не читатель делает вывод на основе представленных фактов, как это было раньше, а журналист делает выводы, высказывает авторское мнение.

Нейтральность тона утрачена!

Две модели: арбитраж и адвокатирование

Арбитраж

Адвокатирование

Выступление в роли третейского судьи

Защита позиции

  • внутренний плюрализм СМИ
  • баланс источников информации
  • опора на нейтральность
  • внешний плюрализм СМИ
  • развитие полемической публицистики, богатого риторического стиля изложения

 

Долго считали, что объективность – платформа для взаимопонимания.

Исследователи говорят, что объективность – понятие иллюзорное.

  1. Система новостных ценностей (выбор о чём писать зависит от редакции). Медиа придают событиям значимость, конструируя отдельные новостные ценности, которые актуализируются или присутствуют в виде фона в текстах. Журналисты объясняют читателям в новостях, почему это важно.
  2. Позиция по отношению к аудитории. Два варианта: идти на поводу у аудитории или говорить то, о чём аудитория должна думать.

Картина реальности журналиста играет решающую роль!

Как в процессе работы журналист работает над воплощением

“Когда я готовлю репортаж, в моей голове появляется что-то вроде фона… И когда я собираю текст, то в действительности я это делаю не как хочу, а строго в рамках этого пространства”.

Марина Ахмедова

Принцип объективности нарушен, если текст не совпадает с картиной реальности. “Как журналист создаёт картину реальности?” – главный вопрос.

Объективность относительное понятие, определяющее честность журналиста относительно собранного им материала. Работа над собранным материалом – это когнитивная работа журналиста. Поэтому встаёт вопрос о знаниях: способен ли журналист создавать знания о мире и критически относиться к своему знанию?

Цитаты из исследования журналистской объективности (опрос американских журналистов, пишущих о глобальном потеплении)

«Если я пишу статью об эволюции, я не чувствую, что я обязан обращаться за комментарием к креационисту».

«Глобального потепления? Это просто факт. Это просто существующая реальность».

«Скептик может рассматриваться как источник, если он как учёный проводит исследования в настоящий момент и опирается на проверяемые гипотезы».

 

От знаний зависит то, к кому будет обращаться журналист и с какой точки зрения преподнесёт материал, событие.

Принцип объективности (стандарты, профессиональные требования)

  • получает знание с помощью приемлемых в профессиональном сообществе методов
  • конструирует на основе имеющихся у него знаний модель социальной реальности (нельзя проверить)
  • готовит журналистский материал на основе принципа разделения факта и комментария
  • проверяет итоговый текст на соответствие сформированному знанию о социальной реальности

Реальность может быть с трудом описана как объективная. Журналист воссоздаёт социальную реальность в тексте, стараясь не упустить ни одной значимой детали из массива собранных знаний.

Так как социальная реальность = знания. Если от нас что-то скрыто, то мы не будем это использовать. У журналистов нет теоретических знаний, следовательно, их модель реальности упрощённая.

На факультетах журналистики не учат, как конструировать реальность. Дисциплина “Социология журналистики” даёт теоретические знания без практики.

Иногда на систему знаний влияют предрассудки. У человека есть своё представление, которое является предрассудком, но не осознаётся человеком как таковое.

Предрассудки вкладываются и в работу с экспертами. Поэтому некоторые проблемы освещаются исключительно в негативном ключе.

Девиз The Guardian “Факты священны – комментарий свободен”.

Мой вывод

Нужно всегда помнить, что твои знания ограничены и не могут быть истиной в последней инстанции. Каким бы знатоком в том или ином вопросе ты ни был, в твоих знаниях всегда остаются белые пятна.

Это означает лишь одно: пишешь на незнакомую тему – ищи эксперта, задавай ему много вопросов, даже если они кажутся тебе глупыми.

На ту же тему
SEO-специалист: как поднять продажи с помощью поискового маркетинга
 Отвечаем на вопрос!

У Вас есть проблемы с вдохновением?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Свежие записи
Пресс-релиз. Разбор по костям и расстановка всех точек над i. Часть I. Релизы и их виды
5 / 5 (1 голосов)
Народ профинансирует! Как вы относитесь к краудфандингу?
0 / 5 (0 голосов)
Курирование контента: просто и ещё проще
5 / 5 (1 голосов)
Какое оно – закулисье копирайтинга?
5 / 5 (1 голосов)
Заблуждения о лонгридах
5 / 5 (1 голосов)
Пишем и продаём © 2017 ·   Вход   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика